Подозрения в отношении псковского губернатора Турчака раскалывают элиту

Кремль может решиться на «показательную порку» из-за общественного резонанса дела Кашина
Сам Андрей Турчак не комментирует дело об избиении Олега Кашина
Сам Андрей Турчак не комментирует дело об избиении Олега Кашина / А. Гордеев / Ведомости

В расследовании уголовного дела об избиении в 2010 г. журналиста Олега Кашина, где в качестве заказчика начало упоминаться имя сына близкого друга Владимира Путина Анатолия Турчака – губернатора Псковской области Андрея Турчака, события продолжают развиваться неожиданно. Один из обвиняемых в покушении – охранник одного из предприятий холдинга «Ленинец» (изначально подконтрольного Турчакам) Данила Веселов упоминает имя псковского губернатора Турчака, об этом его адвокат Геннадий Ли сообщил «Интерфаксу». В среду супруга Веселова Елена в интервью «Коммерсанту» заявила, что Веселов в 2010 г. приезжал в Москву, где встречался в кафе с губернатором Турчаком и экс-руководителем холдинга Александром Горбуновым (обвиняется в незаконном хранении оружия и недавно освобожден из-под стражи под подписку о невыезде), и Турчак говорил ему о том, что Кашина «надо побить, чтоб писать потом не мог». Веселова заявила, что ее супруг записывал беседу на диктофон, и пообещала обнародовать ее, но сделано это пока не было. В материалах дела правоохранительные органы считают организатором Горбунова, у которого «не позднее 16 августа 2010 г. возник преступный умысел на совершение убийства корреспондента ЗАО «Коммерсантъ. Издательский дом» Кашина О. В.».

Андрей Турчак и его представитель ситуацию не комментировали, в Кремле заявили, что фигурантов уголовного дела, как и заказчиков, «может и должно установить следствие». «Обвинения звучат, но, как мы знаем, признание виновным – это только вопрос суда», – заявлял пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Не комментируют дело Кашина и в СКР.

Несмотря на это игнорирование со стороны властей, вчера дело Кашина неожиданно коснулось руководителя Роспечати Михаила Сеславинского. В среду его пресс-служба сообщила, что он отказался от участия в Довлатовском фестивале в Псковской области, проводимом под эгидой губернатора, «на фоне подозрений в причастности Турчака к нападению на журналиста»: «Боюсь, что мой приезд будет неверно истолкован, и не хочу, чтобы он воспринимался в качестве моральной поддержки руководства Псковской области». Правда, вскоре сам Сеславинский назвал формулировку собственной пресс-службы «некорректной», однако на фестиваль не поехал, поскольку «находится в отпуске».

Конфликтов не было

Сенатор от Псковской области Александр Борисов заявил, что у губернатора Турчака никогда не возникало конфликтов с прессой. «Я считаю некорректным объявлять людей преступниками до того, как завершилось расследование», – сказал он.

Четкие контуры близкого круга президента – это закрытая тема, говорит собеседник «Ведомостей», близкий к Кремлю, однако Турчака нельзя назвать представителем ближайшего окружения, скорее он представитель второго эшелона. Даже в ближайшем окружении Путина отношения начинают меняться и намерений держаться за кого-либо у него сейчас нет, а показательная порка сейчас, наоборот, может быть полезной, чтобы показать, что нельзя выходить за рамки, говорит политолог Ростислав Туровский. С одной стороны, Турчак – это старая питерская команда, сын друга Путина еще по Петербургу, с другой – «Ленинец» в орбите влияния гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова, говорит политолог Евгений Минченко. «Если губернатор заказал избиение журналиста, то его надо сажать, так как это подрывает сакральность власти, но пока в этом деле есть только слова и нет доказательств. Если это не реальная история, а поклеп, то это или атака на чемезовскую команду, или выяснение отношений внутри нее. Но тогда власти нужно будет найти и показательно наказать тех, кто этим занимается», – отметил Минченко.

Кашин никому не интересен сам по себе, его историю раскручивают, чтобы посредством этого дела через Горбунова «зацепить Турчаков», а главной целью может быть «заход на Чемезова», говорит другой собеседник «Ведомостей», близкий к Кремлю.

Если Турчака в итоге уберут, такой шаг не вызовет сложностей в ближайшем окружении Путина, «поскольку оно слишком привязано к «царю»: скажут да, Папа прав, зачем быть идиотом? Сдадут с потрохами, не задумываясь и без тени сомнения», уверен собеседник, близкий к Белому дому.

«После того как жена задержанного по подозрению в избиении Кашина сказала, что у нее есть аудиозапись, где Турчак лично дает поручения мужу избить Кашина, общественное мнение приговорило Турчака. Сейчас ничто не убедит это мнение, что он невиновен. У власти есть два варианта: либо присоединиться к общественному мнению, что он виновен, наказать его и получить политические очки, либо пойти против и эти очки потерять», – считает политолог Аббас Галлямов.

Предугадывать решение бессмысленно – система неохотно сдает своих людей в таких ситуациях и всегда исходит из того, что скорее сдавать не нужно, считает политолог Алексей Чеснаков. «Сценарий Хорошавина пока маловероятен, но все будет зависеть от общественного резонанса», – добавил он.